Гастроли российской кинозвезды во Владивостоке

Софья Евгеньевна Гославская. Имя этой актрисы сегодня несправедливо забыто. Упоминания о ней вы не найдете ни в одной из энциклопедий. А между тем Гославская – одна из первых актрис русского немого кино, снималась у знаменитых русских кинорежиссеров своего времени – Петра Чардынина и Евгения Бауэра, ее партнерами по съемочной площадке были легендарные Иван Мозжухин и Вера Коралли. Картины с ее участием крутили по всей стране, в том числе и во Владивостоке. Более того, актриса побывала в нашем городе с гастролями в 1915 году, но об этой странице ее биографии почти никто не знает…

Софья Евгеньевна родилась в 1893 году в Москве в семье известного писателя и драматурга Евгения Петровича Гославского, чьи пьесы ставили многие московские театры. В доме у Гославских на литературных «средах» частыми гостями были Максим Горький, Иван Бунин, Леонид Андреев. О творчестве Евгения Петровича Гославского весьма лестно отзывался сам Антон Павлович Чехов. В четыре года, впервые посетив с родителями театр, Софья была им буквально заворожена, а общение в домашней обстановке с известными актрисами – Лидией Яворской, Татьяной Щепкиной-Куперник и другими – решили вопрос о будущей профессии раз и навсегда. Несмотря на то, что отец мечтал, что его дочь займется литературой, он все же одобрил ее выбор. Еще учась в гимназии, Софья стала готовить себя к театральному поприщу, участвуя в постановках домашних гимназических спектаклей. Но однажды ее вера в то, что она непременно станет театральной актрисой, была основательно поколеблена. В 1907 году Софья с лучшей подругой случайно попала на один из сеансов электротеатра (так раньше называли кинотеатры) «Парижский» на Арбате. Впечатления, как говорится, были еще те:

«…Прямо от тротуара поднималась крутая узенькая лестничка, она вела в тесное, душное, всегда переполненное фойе, уставленное венскими стульями. Зрительный зал был длинный и узкий. Передние 20-копеечные места представляли собой простые, крашенные в зеленый цвет, скамейки. Скрипучие венские стулья были дорогими, 40-копеечными. Справа от экрана примостилось старенькое облупившееся пианино. За ним восседала седая таперша и слабыми пальцами наигрывала ежедневно одно и то же, мало сообразуясь с содержанием действия на экране – обычно все больше вальсы и польки».

Несмотря на неприхотливость сюжетов первых игровых фильмов, Софью покорила в них прежде всего достоверность показа жизни. Уже тогда у нее зародились смутные мечты когда-нибудь сыграть в кино. Едва ли молодая гимназистка подозревала, сколь скоро ее мечты воплотятся в реальность. После окончания гимназии Гославская поступает на только что открывшиеся актерские курсы при МХАТе, где, к слову сказать, училась вместе с Евгением Вахтанговым, которого она запомнила как мало общительного, очень серьезного молодого человека, предпочитавшего уделять время чтению, а не флирту с девушками. Много и с усердием занимаясь основами драматического искусства, пластикой и танцами, она уже почти явственно ощущала себя драматической актрисой. 

Но сцену ей вскоре пришлось покинуть. Причиной тому была любовь к студенту Лаврентьевского института восточных языков Николаю Емельяновичу Васильеву, который на дух не переносил актерскую братию и поставил ей жесткое условие: «или я , или сцена». Пожертвовав последней, Софья с мужей уезжает в Одессу, где судьба словно бы испытывая ее на прочность, наносит ей два жестоких удара. Один за другим умирает сначала муж, затем месячный ребенок…

Вернувшись в Москву, вне себя от горя,  Гославская решает все же продолжить актерскую карьеру и поступает в филармоническое училище на актерское отделение. Потянулись долгие месяцы учебы. Однажды на репетиции преподаватель, знаменитый в прошлом актер Малого театра Николай Капитонович Яковлев взял паузу и объявил: «Там внизу, в канцелярии, пребывает некий кинорежиссер из кинематографа. Ему нужны четыре девушки для съемок». В числе отобранных, читай избранных, попалась Софья Гославская.

Окно в мир кинематоргафа приоткрылось…

Софья попадает на студию Андре Мэтра – представителя знаменитых братьев Патэ в России. Нанятые им режиссеры, впрочем, как и он сам, специализировались на постановках так называемых «салонных драм», совершенно пустых по содержанию, но зато быстро приносящих доход. Фильмы ставились в недельный срок, на репетиции сцен отводились минуты, одежду актеры подчас использовали собственную. Возникали и другие специфические проблемы. К примеру, когда Гославская снималась в  своей первой картине «Невеста огня», где по ходу сюжета должен был сгореть дом, съемочная группа объехала несколько деревень, пытаясь купить у крестьян какую-нибудь старую избушку. Прежде чем какой-то мужик-бобыль за хорошие отступные согласился спалить свой двор, но при этом кричал: «Платите скорее, а то я испугаюсь и раздумаю!». К счастью, жечь ничего  не пришлось, так как удалось привлечь к работе удивительного специалиста по спец. эффектам по прозвищу «алхимик» - Владислава Александровича Старевича, основоположника русской анимации, его кукольный фильм «Война рогачей и усачей» 1911 года вошел в сокровищницу мировой кинематографии.

В 1912 году, волею случая, практически на улице, Гославская  знакомится   с Петром Ивановичем Чардыниным, в то время уже известным режиссером. После непродолжительной беседы. Тот предлагает актрисе постоянный контракт с окладом в целых 175 рублей в месяц и возможностью работать в знаменитом «Доме Ханжонкова» (крупнейшей в России фабрики по производству фильмов). Уже на первых съемках Чардынин раскрыл актрисе несколько секретов немого кино, которые ей впоследствии очень пригодились:

- при съемках стараться не становиться к камере в профиль, а поворачиваться в анфас

- ни в коем случае не делать порывистых движений, объектив камеры подчеркивает их фальшь, жесты должны быть пластичными

- играя трагические сцены, не раскрывать широко рот. Может создаться иллюзия смеха.

Гославская начинает активно сниматься в разных фильмах у Чардынина. В 1912 году выходит фильм «Братья». В следующем – «Жизнь за царя». В процессе съемок этого фильма, где Гославская играла роль Михаила Романова, основателя династии русских царей, актрисе пришлось много лазить по деревьям, скакать на лошади, плавать. В отличие от других режиссеров, Чардынин никогда не загонял актеров в жесткие рамки сценария. Он охотно давал им возможность импровизировать на съемочной площадке. Но иногда «импровизация» требовала режиссерского вмешательства. Так при съемках «Домика в Коломне», по произведению А.С. Пушкина, в котором буквально блистал Иван Ильич Мозжухин, игравший гусара, переодетого в служанку Маврушу, знаменитый русский актер немного увлекся в сцене раздевания хозяйки, которую играла Гославская, за что получил нагоняй от режиссера («Ваня, нас обвинят в пошлости, в смаковании рискованных положений!»). В течение 1913-1914 годов Софья Гославская снимается в фильмах : «За дверями гостиной» ( из жизни богемной интеллигенции), «Кормилица» (драма на современную тему), «Обрыв» (по произведению И.Гончарова), «Сорванец» (комедии с участием несравненной Веры Алексеевны Коралли – примы-балерины Большого театра), «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири» (исторический). Большой резонанс у публики получил фильм «Ревность», поставленный в 1915 году по одноименному роману-бестселлеру Арцыбашева. Его появлению на экранах прешествовала мощная рекламная компания (промоушен). Журналы и газеты пестрели сообщениями о том, какие громадные суммы, якобы до ста тысяч рублей, затрачены на декорации, гардероб, на поездку к месту съемок.

Особое место в фильмографии Софьи Гославской занимает сказка «Руслан и Людмила». Великолепный ансамбль актеров И. Мозжухин, А. Бибиков, Т. Гедеванова, бесподобные декорации и спецэффекты Старевича, тонкая режиссура Чардынина. Все это вместе взятое сделало фильм далеко выходящим за границы жанра, он стал настоящим явлением в российской кинематографии тех лет. В процессе съемки картины не обошлось и без комического. На съемочной площадке, да и за ее пределами, всех «доставал» исполнитель роли Черномора – лилипут, некий Андрей Степанович, бывший телефонист бывшего великого князя Сергея Михайловича, убитого эсерами в 1905 году. Человек склочный и мелочный, он возомнил себя выше всех актеров уже на том основании, что он бывший слуга великих князей не ровня каким-то актеришкам. За что и поплатился. Актеры решили проучить злобного карлика. Фильм снимался осенью 1914 года, когда уже ша война с Германией. Подделав повестку о призыве в армию, шутники принесли ее Черномору. На всхлипывания и причитания последнего, не на шутку перепугавшегося замаячившей перспективой отправки на фронт, было сказано, что ничего не попишешь, надо идти воевать. Мол, на фронте он, благодаря своему малому росту, наверняка станет разведчиком и заслужит не один Георгиевский крест. После этого случая воинственный пыл Черномора поутих.

Война  не могла не отразится на кинематографе – Е. Бауэр, Я. Протазанов, В. Гордин и другие русские режиссеры начали снимать «героические боевики», призванные поднять дух армии и народа. Не обошло это поветрие и творчество Петра Чардынина.  В 1914 году   им была поставлена военная фильма «Сестра милосердия», в котором главные роли сыграли Софья Гославская и Иван Мозжухин. В это время  кинематографическая карьера Говлавской достигла своего пика: люди на улицах и в общественных местах узнавали ее, шептали вслед: «Вот идет Софья Гославская!», «Вот та самая милосердная сестрица!». Постепенно у самой актрисы наступило пресыщение  сыгранными в кино ролями ей все больше и больше хотелось вернуться на театральную сцену. И вот весной 1915 года  ей поступило весьма выгодное предложение поехать на гастроли в далекий Владивосток. Желание вернуться в театр пересилило. К тому же Софья хорошо запомнила слова своего друга и партнера Ивана Мозжухина, произнесенные как-то в перерыве между съемками: «Надо служить в театре, если вы актриса, а то актриса в вас умрет». И так в путь…

Во Владивосток Софья Гославская приехала в мае 1915 года в составе большой (порядка 30 человек) группы артистов. Труппа больше всего напоминала цыганский табор, состав ее был очень пестрый: здесь были оперные и опереточные певцы, исполнители народных песен, танцоры, и, конечно же, драматические актеры и актрисы. В городском саду (где-то в районе нынешней Корабельной Набережной) было арендовано помещение, в котором начал давать представления театр «Миниатюры». Первое время сцену приходилось делить с театром лилипутов под руководством В.А. Великанова. График выступления был очень тяжелым – по 3-4 спектакля в день, программа менялась практически каждый день. Актеры выступали как в сольных программах (бенефисах), так и в составе труппы. Заданный темп был выгоден с финансовой точки зрения (по слухам, к октябрю было заработано около 75 тысяч рублей), но с точки зрения искусства спектакли не выдерживали никакой критики. Из рецензии газеты «Дальний Восток» от 7 июля 1915 года: «…Театр городского сада в первые полтора месяца был далеко не на высоте. Каждый спектакль отличался чем-то провинциально любительским, не видно было режиссерской руки…Все по старинке, все по шаблону, ничего своего, никакой инициативы». И тем не менее, публика шла, особенно на так называемые «кабаре», то есть сборные программы, состоявшие из 20-25 номеров, где наряду с традиционными номерами – моноспектаклями, оперетками, состязанием баритонов были и вовсе экстравагантные: «гигантская пушка» - выстрел в публику живым артистом!» или «…Футбол с участием публики».

Для Гославской гастроли начались весьма благоприятно, она выступила в нескольких номерах, а за роль в спектакле «Вестовой» получила весьма неплохой отзыв: «…госпожу Гославскую, впервые появившуюся на подмостках в серьезной и ответственной роли можно также приветствовать. Молодая, чуткая артистка обладает безусловным дарованием». Однако ее бенефис, состоявшийся 4 июля 1915 года провалился. Обратимся опять к газетам: «В субботу, на прошлой неделе, состоялся бенефис актрисы Гославской. Для своего бенефиса артистка поставила «Ирэн», пьесу Т.Л. Щепкиной –Куперник . Бенефис прошел тускло и не вызвал теплого приема исполнителей со стороны публики. «Ирэн» - это красивая, старая вещица, одна из любимейших в репертуаре Комиссаржевской, Рыбчинской, Анненской. Вещь эту слишком хорошо надо играть, чтобы она произвела впечатление на публику. Поставленная вещица была не понята и холодно принята залом», хотя в конце бенефиса «актрисе преподнесли цветы и ценные подарки». Дальше – больше. Актриса довольно редко выходила на сцену, и то, в тех случаях, когда объявлялось, что в спектакле участвуют вся труппа, то есть в массовках. Спектакли, где у нее были более или менее значительные роли по странному стечению обстоятельств не получали должного отклика у публики, так было с «Гильотиной» (по пьесе Е.Героса), «Властью рока» по произведениям А.Аверченко, «У Артура был тромбон». А участия ее в «кабаре» порой принимали анекдотические формы. Так, в четвертом «кабаре» номер ее звучал следующим образом: «Изумительное превращение артистки С.Гаславской в курицу». Были еще, правда, номера с чтением стихов и рассказов под музыку, но, по большому счету, разве это роли? И хотя сама Софья Гославская впоследствии весьма тепло отзывалась о гастролях в нашем городе: «…во Владивостоке я успешно провела свой первый сезон в драме», не трудно представить, что творилось на душе у актрисы. Но самым странным было то, что Владивостокская  не удосужилась заметить с актрисой какого уровня ей посчастливилось познакомиться.   К тому же, артисты кинематографа отнюдь не баловали Владивосток своим посещением. Помнится сколько восторгов в свое время у местной театральной публики вызвала весть о том, что их любимый актер Константин Зубов (дядя Костя) когда-то гастролировавший в нашем городе, получил роль в одном из фильмов «Золотой русской серии». А здесь в течение полугода играла молодая актриса с приличной кинематографической карьерой за плечами, и никто к ней никакого интереса не проявил. Возникает закономерный вопрос: А может Гославская была просто заурядной, бесталанной актрисой? Но известно, однако, что у Чардынина случайные и бесталанные люди практически не задерживались.

Примечательно, что не прошло и месяца спустя отъезда труппы из Владивостока, как в иллюзионе «Идиллия» в течение 3 дней демонстрировался один из лучших фильмов с участием актрисы – «Ревность». Но ни в одной газете так и не появилось ни одной рецензии по этому поводу. Актрису просто не заметили, или не захотели заметить…

Примечание: Чардынин Петр Иванович (1878-1934) Один из мэтров русского немого кино. Менее чем за 10 лет снял около 120 фильмов, в том числе: «Власть тьмы» (по Л.Толстому), «Мертвые души» - 1909 г., «Пиковая дама» - 1910 г., «На бойком месте» по А.Островскому – 1911 г., «Весенний поток», «Рабочая слободка», 1912 г., «Домик в Коломне», «Обрыв» 1913 г., «Молчи, грусть, молчи» - 1915 г. и  другие.

Материал предоставлен Рыкуновым Дмитрием Эдуардовичем,
специально для портала "Кино Приморья" www.kinoprim.ru

Фотоотчет

Комментарии

Очень интересная и познавательная статья. 

Instagram #КиноПриморья