Проект «Синематека» возрождает эпоху немого кино

28 апреля в 18:30 в рамках программы проекта "Синематека" состоялся показ первой части масштабной исторической ленты "Наполеон" 1927 года французского режиссера Абеля Ганса.

«Синематека» существует уже несколько лет, и Дмитрий Рыкунов - основатель и координатор работы проекта, рассказал об особенностях его работы, программе мероприятий и интересе аудитории к немому кино.

Дмитрий Рыкунов

Какую деятельность Вы осуществляете в рамках проекта?

Я старший научный сотрудник Музея Города, филиала Приморского музея имени В.К. Арсеньева и являюсь куратором культурно-образовательного проекта "Синематека". Занимаюсь научно-исследовательской работой. Получилось так, что кинематограф - это не только поиск информации по истории кино, но еще и мое увлечение, особенно меня интересует немое кино, хотя и современное тоже. Место съёмок, жанр кино, кто и где его показывал, стоимость билетов, какие актеры приезжали на гастроли во Владивосток - спектр изучения достаточно широк.

С 15 сентября 2008 года у нас официально функционирует культурно-образовательный проект «Синематека». Мы начали работать в дни фестиваля «Меридианы Тихого». Как сейчас помню, мы показывали «Человек с киноаппаратом» режиссера Дзиги Вертова, художественный фильм «Дерсу Узала» режиссера Агаси Бабаяна 1961 года. «Успешно забытый» фильм, который тоже снимался в Приморском крае. И с этого момента мы начали работать, проводим показы в первую и последнюю пятницу каждого месяца. Первоначально, и чаще всего, фильмы у нас озвучивал Леонид Петрович Букин, заслуженный артист РФ. Например, в рамках фестиваля «Мое кино», были показы немого кино и живая музыка, где он также озвучивал фильмы с Бастером Китоном.

Какова на данный момент аудитория проекта? Изменилась ли она за последнее время?

Аудитория разная. Молодежи, к сожалению, не очень много. У нас в основном люди среднего возраста, с жизненным опытом, которые видели разное кино, за исключением немого и которые имеют к этому устойчивый интерес. Сразу хочется отметить такой негласный момент, существующий в проекте – Чарли Чаплина мы практически не показываем. Потому что идет ассоциация, что немое кино – это Чаплин, и наоборот. Но на самом деле это абсолютно не так. Есть тысячи замечательных, но забытых актеров, режиссеров, продюсеров немого кино. Задача проекта – познакомить людей с актерами, которые тоже внесли немаловажный вклад в данный период. В частности сегодня мы показываем первую часть фильма «Наполеон» Абеля Ганса 1927 года. Вот о нем, почему-то, мало знают. Знают «Золотую лихорадку» 1925 года, а про « Наполеона» нет. А эта картина вообще очень масштабная, произведение искусства, которое отнюдь не уступает фильмам, которые снял Чаплин. Это просто маленький пример. Вернемся к аудитории. Много молодежи приходило, когда у нас немое кино показывали на летней площадке, под живую музыку в исполнении современных групп. Но пришли, я все-таки думаю, из-за очень хороших групп, таких как «Короли Владивостока», «Нибелунги», «Северный ветер». Ну а за кино обидно немного, но все же посмотрели, хотели они этого или нет!

Разные жанры кино показываете?

Конечно. Все, конечно, предпочитают комедии. Возможно, я немного утрирую, но с немым кино на самом деле есть такая драма – большая часть жанров того периода, за исключением комедий, конечно, устарели. А если вы смотрите ужастик, например «Носферату: Призрак ночи» или «Кабинет доктора Калигари», который в свое время, можно сказать, навевал ужас на аудиторию, то сейчас это смотрится с улыбкой. О фантастике я уж и не говорю, если раньше, когда еще не было полета на Луну, да и в космос вообще, она пробуждала фантазию людей, то сейчас уже мало чем удивишь. А комедия, кстати говоря, где Бастер Китон, Гарольд Ллойд и масса актеров, о которых мало кто подозревает – смотрятся приятно и с удовольствием. Потому что трюки очень изобретательные.

Тут еще такой момент, каждый может посмотреть фильм в интернете. А здесь еще рассказ и общение. Важно почувствовать атмосферу, к тому же историческое здание этому способствует. Наш музей даже чуть старше кинематографа, можно сказать, практически ровесник. Поэтому старинное здание и кино той эпохи, к тому же часть фильмов, которые мы демонстрируем, показывались в кинотеатрах Владивостока 100 – 110 лет назад. Например, Жоржа Мельеса, Макса Линдера здесь показывали, того же Чаплина. Мы рассказываем о тех кинозвездах, которые раньше были очень популярны, в частности, датская актриса Аста Нильсен. Сейчас мало кто о ней вспомнит, но на самом деле, это очень популярная актриса, одна из первых кинозвезд мирового кинематографа, которая поменяла взгляд на актерскую профессию в кино. Она никогда не использовала, какие-то примитивные жесты в фильме, а ввела очень естественную пластику и мимику. Поскольку я работаю с архивами и вижу весь репертуар , я могу сказать что здесь показывали, а что нет. Ведь данный проект совпадает с моими личными пристрастиями и тем, чем я занимаюсь и что часто смотрю.

Какая ваша любимая кинолента? И с какого фильма начался ваш профессиональный интерес к немому кино?

Где-то в 2006 году мне из Москвы привезли первые диски с Верой Холодной. Была такая замечательная русская актриса. Насколько я помню, на данный момент сохранилось всего 4 фильма из 30. И вот эти 4 фильма я и увидел. В принципе, так идея и родилась, чтобы не только самому посмотреть, но и еще показать такое кино. А интерес, на самом деле, был еще раньше. Есть такой замечательный фильм, «Здравствуйте, я ваша тетя». В отрывке, где главный герой, которого играет Александр Колягин, заходит в кинотеатр. а на экране показывают Бастера Китона, Гарольда Ллойда в различных интересных ситуациях. И когда я увидел этих людей, понял, что мне хочется это посмотреть. А потом я выяснил, что с Бастером Китоном был фильм «Шерлок младший» и мы его показали только всего лишь пару лет назад. Замечательная комедия. Это и дало первый посыл.

А как вы строите свою программу фильмов?

Программа составляется на год. В основном, фильмы привязываются к таким историческим датам как юбилеи актеров, режиссеров. Еще исходим из того, что есть в коллекции, что еще не смотрели. К сожалению, иногда приходится повторяться, но мы стараемся разнообразить репертуар. Мои коллеги: Александр Субботин, Екатерина Гнидина и еще несколько человек – разделяем трудовые обязанности будь то продвижение или показы фильмов. Я собираю информацию по кино. Сложность в том, что интерес к немому кино, к сожалению, отнюдь не такой, как например в США или Западной Европе. Например, в Италии есть даже кинофестиваль немого кино, причем уже очень давно. Также в Сан-Франциско, Англии в Бристоле - то есть в мире на самом деле много интересующихся немым кино. Уровень организации там конечно очень серьезный. Мы стараемся популяризировать немое кино, так, в рамках кинофестиваля «Меридианы Тихого», под живую музыку Леонида Букина были показы немого кино. Надеемся провести показ и в этом году в рамках фестиваля «Мое кино», так как по моим ощущениям в прошлый раз все прошло идеально.

Как вы относитесь к современному кинематографу? Есть ли любимые режиссёры?

Мои любимые – иранские режиссеры Мохсен Махмальбаф и Маджид Маджиди, а также Джафар Панахи. Мало кто про иранское кино вообще знает, а оно замечательное. Я смотрю очень много: авторское кино и коммерческое. В целом, я очень люблю кино. Современное авторское кино имеет очень широкий спектр. Еще, например, исландское кино хорошее. Есть у нас те, кто ориентируется на Голливуд или на другие кинематографические супердержавы, а на самом деле кино снимают везде. Конечно, я стараюсь ориентироваться и слежу за этим.

Какой последний фильм вы смотрели в кинотеатре?

Фильм « По течению», в рамках недели французского кино. Кстати, хорошо, что сейчас есть киноклубы на базе кинотеатра. У людей есть возможность и классику посмотреть. Также радует, что у нас есть прекрасный кинофестиваль «Меридианы Тихого». Я благодарен организаторам за возможность посмотреть абсолютно разные фильмы. Я очень люблю, когда есть возможность выбирать. К слову о популярности, черно-белое кино «Мертвец» Джима Джармуша, испанская картина «Белоснежка» 2012 года, а также современный немой фильм «Артист», который имеет множество наград - такие фильмы не побеждены окончательно. Потому что в кино не всегда важно слово, значение имеет мимика и действие. Ведь кино хорошо тем, что оно имеет международный язык. Можно даже не слышать диалога, а по ощущениям и происходящему в кадре можно понять что происходит, посочувствовать героям.

Как, на Ваш взгляд, можно привлечь молодежную аудиторию к данному проекту?

Сложный вопрос. Возможно, стоит проводить тематические лекции. Что касается продвижения, у нас есть официальные группы проекта в социальных сетях, куда выкладывается вся информация о проекте и предстоящих мероприятиях. Вообще, у самого человека должна быть направленность узнать что либо. Роль играет человеческий фактор. Можно говорить в некотором плане, что это все-таки «кино не для всех». Если человек имеет тягу к истории, интересуется тем, что было в прошлом, то ему может нравиться этот жанр. 

Ярким примером являются, школьники. В период летних каникул у нас было несколько показов немого кино. И в чем парадокс, при просмотре группа делится на две части: одна живо реагирует, а вторая никак. Хотя аудитория одного возраста. Кто-то хохочет после просмотра, а другие совершенно равнодушны. Хотя показывать такое кино им полезно. 

Так же и со взрослыми, которые приходят к нам. Вот устойчивая аудитория, те, которых зацепило, они хотят что-то узнать и погрузиться в атмосферу. А другие пришли один раз и все. В целом, количество людей на показах немого кино небольшое. Конечно, хочется, чтобы зрителей было больше, потому что данный проект очень важен и имеет массу интересной информации.

Обсуждается ли кино после просмотра?

Перед показом фильма мы обязательно проводим краткую вводную лекцию, касательно предстоящего фильма. Перед каждым просмотром я всегда изучаю информацию, чтобы выстроить свой рассказ таким образом, чтобы было интересно. У каждого фильма, режиссера и актера, который там снимался, своя история. После просмотра происходит обсуждение. Мне всегда история нравилась, она такая не повседневная. Вот сегодня, например, день прошел вполне обычно, а лет через 30 будем считать, что это вообще был исторический момент.

Напоминаем, вторая часть фильма «Наполеон» будет показана уже сегодня (5 мая) в 18:30!

Проект «Синематека» ждет вас каждую первую и последнюю пятницу месяца в по адресу: ул.Петра Великого, 6 (Музей Города)

 

 

Материал подготовлен редакцией портала "Кино Приморья" www.kinoprim.ru

Автор статьи и фото: Влада Каренгина 

Фотоотчет

 

Возрастная категория 18+



Копирование информации с сайта допускается с указанием действующей ссылки на него!
На данном сайте распространяется информация сетевого издания "Кино Приморья" - свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80389, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 февраля 2021 г. Адрес редакции: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Семеновская, д. 8Б, кв. 19. Учредитель: И.Ю. Федоров .Тел.: +7 (423) 2666-414. Электронный адрес: admin@kinoprim.ru . Главный редактор: М.А. Скорлякова.
E-mail: admin@kinoprim.ru

Читайте нас в социальных сетях:

VK  twitter  telegramm  ok  ю туб

 

Яндекс.Метрика