заказать видеооператора в Приморье

«Мы всегда найдём своего зрителя»: во Владивостоке отпраздновали десятилетие киноклуба «Ориент»

В первый день осени один из старейших киноклубов города «Ориент» устроил самый масштабный показ за десять лет существования. Короткометражные фильмы крутили через проектор на одной из опор моста в Пушкинском сквере. Корреспондент «Вечернего Владивостока», долгое время и сам выступавший в роли администратора «Ориента», побывал на показе вместе с другими зрителями и узнал, как сегодня в эпоху всесильного стриминга можно собирать вместе любителей кино.

От студенческого до клуба по интересам

Киноклуб вырос из детища режиссера документального кино и журналиста ГТРК «Владивосток» Владимира Патрушева, когда Владимир Георгиевич работал на кафедре журналистики ДВГУ. Сначала это был кинолекторий с необязательными посещениями для студентов в свободное от учебы время. Киноклуб существовал в разных конфигурациях и под разными названиями вплоть до 2009 года, после чего временно прекратил свою работу. А первого сентября 2011 года один из его участников Илья Фёдоров реанимировал деятельность творческого объединения, поменяв название на «Ориент». (Примечание "Кино Приморья": организаторами обновленного киноклуба «Ориент» выступили Ухань Алиса, Фёдоров Илья, Фёдорова (Краснова) Анастасия).

«Киноклуб за десять лет несколько раз серьёзно менялся и на его эволюцию очень интересно смотреть. С четвертого-пятого года существования мы начали полноценно вести статистику – анализировать, кто к нам приходит. Раньше киноклуб был исключительно студенческим, теперь это больше профильная организация, где все приходящие на кинопоказ схожи по интересам. Люди хотят смотреть кино определённой тематики и обсуждать его. Сегодня на показы идут люди старше 30 лет, но это нормальный процесс, мы и сами повзрослели за это время», - рассказывает Фёдоров.

Средний этап посещения киноклуба рядовым кинозрителем составляет порядка полутора лет. После этого состав аудитории сильно меняется. Кураторы киноклуба уверены, что за это время человек успевает пресытиться специфическими фильмами, но некоторые из этих зрителей продолжают приходить на показы, но уже один-два раза в год. Таких людей администраторы в шутку прозвали корифеями и всегда рады видеть их на своих показах. Средняя посещаемость на протяжении десяти лет у клуба стабильна – от 10 до 30 человек на сеансе.

«У нас были показы, когда приходили всего один-два человека, но мы все равно не отменяли показ, потом что нам самим крайне интересен опыт совместного просмотра и дальнейшего обсуждения. Сам формат киноклуба по-прежнему устраивает, поэтому мыслей, чтобы закрыть его за все десять лет не возникало», - отмечает руководитель «Ориента» Сергей Ананьев.

Как признаются сами кураторы, больших цифр посещаемости от киноклуба никогда и не требовалось. Если бы «Ориент» вдруг стал крайне популярным, то вместить всех желающих в небольшом зале Центра народной культуры было попросту невозможно. Задача киноклуба гораздо проще – показывать хорошее кино, предоставив зрителю альтернативу очередному походу на новую серию про супергероев.

Кино на открытом воздухе и на паруснике

Для кураторов киноклуба лучшая возможность рассказать о нём – вспомнить самые яркие истории. Например, кинофестиваль «Моё кино», который поддерживал «Ориент», помог соединиться двум любящим сердцам. Благодаря нему молодые люди познакомилась, затем расписались, а после церемонии ещё написали большое письмо и поблагодарили кураторов киноклуба за эту love-story со счастливым концом. А сколько парней и девушек начали строить свои отношения, познакомившись на показах «Ориента», администраторы уже и не могут сосчитать.

Ещё одна история связана с показом одного из самых ярких российских фильмов последних лет – «Шапито-шоу» (18+) Сергея Лобана. К огромному удивлению кураторов за день до показа к ним дозвонился продюсер фильма, требовавший отменить показ. На это Илья Фёдоров справедливо заметил, что у киноклуба есть законное право бесплатно показывать кино на своей площадке в образовательных целях. После этого продюсер всё же дал согласие, а ребята использовали этот факт в продвиженческих целях, опубликовав в соцсетях информацию о том, что о киноклубе знают в Москве, а показ фильма идёт с личного разрешения создателей. Аудитория после этого на показе удвоилась.

 

Кураторы постоянно ищут не только интересные фильмы, но и площадки под них. Хорошей традицией стали показы на открытом воздухе – в дворике Центра культуры весной и осенью. Организовывали ребята и партнёрский показ на паруснике «Надежда», где курсанты и члены киноклуба смотрели «Убить дракона» (12+) Марка Захарова. А в красивом старинном здании Приморского государственного объединенного музея им. В.К. Арсеньева и вовсе показывали целые авторские программы кураторов, например, фильмы чехословацкой новой волны 60-х годов.

Культуртрегерство на энтузиазме

Сами кураторы признаются, что киноклуб сильно нуждается в притоке свежей крови. Это обычный процесс для каждого творческого объединения – администраторы приходят и со временем уходят или переезжают в другие районы страны. Но за все десять лет существования киноклуба находились люди, которые хотели показывать кино, смотреть его и говорить о нем. Понимая, что в глубинке Приморья энтузиастов живёт ещё меньше, ребята в 2016 году помогли организовать по краю пять киноклубов.

Сегодня в «Ориенте» состоит несколько постоянных кураторов. Илья Фёдоров больше всего тяготеет к показу ретрофантастики, Светлана Богдановская специализируется на фестивальных лентах, Роман Шакиров обожает анимацию, особенно японскую, и музыкальные фильмы. По словам руководителей «Ориента», одним из самых ярких кураторов стал Даниил Гончаров. Он всегда собирает свою аудиторию, подготавливая для неё короткую лекцию о том или ином фильме.

«Я всегда стараюсь создавать программу так, чтобы в ней было представлено максимально разное кино. Этот мир крайне огромен и многие зрители знают только небольшой сегмент масс-маркета, коммерческого кино. И я хочу показать людям, что есть более широкий и интересный сегмент авторского и арт-кино: от арт-хаусного до арт-мейнстрима. Мои программы предельно обширны тематически, по визуальной и смысловой составляющей, я хочу, чтобы они давали неожиданные ракурсы, были цельными и показывали кино во всей его многоликости. Например, моя программа по мокьюментари, куда я включал совершенно коммерческий хоррор «Уиллоу-крик» (12+), лютый арт Анджея Жулавского «На серебряной планете» (16+) продолжительностью почти три часа, который половина аудитории не досмотрела до конца, и «Ад каннибалов» (18+).  Руджеро Деодато – своеобразный арт-мейнстрим», - отмечает Даниил.

К каждому фильму Гончаров старается провести десятиминутную лекцию, чтобы приготовить зрителя к просмотру, рассказать об его эстетике, возникшей в определенном историко-культурном контексте, национальной кинематографии. Куратор уверен, что необходимо адаптировать зрителя до просмотра и задать ему направление, чтобы расширить представление о том, какое кино бывает, и не все фильмы выглядят такими, которые показываются в кинотеатрах только ради сборов.

Киноклуб сможет выжить и в эпоху малого экрана

С повышением доступности просмотра кино как в домашних кинотеатрах при помощи стриминговых платформ, так и на экране мобильных телефонов, зрителей у киноклубов становится гораздо меньше. Но в «Ориенте» уверены, что свою аудиторию они найдут всегда.

«Идут разговоры, что не только киноклубы, но кинотеатры могут устареть как формат. Но мне кажется, что дальше все будет дробиться и сегментироваться, но по-прежнему находить свою аудиторию. Просто к нам придут более избирательные зрители, возможно их количество и уменьшится. Тем более, алгоритмы стримингов чаще всего рекомендуют киноленты, которые пользуются большим спросом у зрителей, а это попса. Наш же формат – забытые, редкие и необычные фильмы, добытые как сокровища из глубоких недр», - уверен Сергей Ананьев.

Ему вторит и Даниил Гончаров, считающий, что формат киноклуба как раз актуален именно в эпоху победившего стриминга и домашнего просмотра.

«Киноклуб – это не просто посиделки перед экраном, а событие и комьюнити. Человек приходит в клуб, а ему рассказывают, что он сейчас будет смотреть, дают контекст, ракурс и направление, в которых можно это кино смотреть, которые именно у данного человека и сработают. Здесь можно обсудить фильм со зрителями и администраторами, которые разбираются в кино и смотрят его очень много. Я уверен, что сейчас, когда кинопросмотр все чаще уходит на малый экран, актуальность киноклуба возрастает. Это опыт, которого становится меньше, но он по-своему уникален. Киноклуб в отличие от кинотеатра даёт возможность осмысленного просмотра с повышением насмотренности. В чём-то мы даже делаем лучше наших зрителей, давая им возможность прикоснуться к уникальным артефактам кинокультуры», - говорит Гончаров.

Самое главное, что киноклуб открыт для всех. Всякий желающий может всегда прийти сюда и показать практически любое кино, которое близко ему самому. И будьте уверены, в зале найдутся точно такие поклонники фильмов, которые как им казалось, смотрят только в одиночку.

 

Автор:Сергей Сысойкин  /"Вечерний Владивосток"

Автор фото: Дмитрий Раймон /"Вечерний Владивосток"

Информация взята с сайта: Сетевого издания  "Вечерний Владивосток" https://vvo.live

 

Фотоотчет

Instagram #КиноПриморья

 

Возрастная категория 18+E-mail: admin@kinoprim.ru
Копирование информации с сайта допускается с указанием действующей ссылки на него!
На данном сайте распространяется информация сетевого издания "Кино Приморья" - свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80389, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 февраля 2021 г. Учредитель: И.Ю. Федоров . Адрес редакции: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Семеновская, д. 8Б, кв. 19. Тел.: +7 (423) 2666-414 . Электронный адрес: admin@kinoprim.ru . Гл. ред.: Е.В. Кищик.  
Киношкола "Академия Кино"

Читайте нас в социальных сетях:

VK facebook twitter инстаграм telegramm ok ю туб
 
Яндекс.Метрика