«Давящий» кадр и голландский угол: о создании атмосферы в фильме «Последствия»

Как заставить тьму работать на кадр, а 500 ватт искусственного света выдать за мерцание свечи? В дебютном проекте «Последствия» молодого режиссера Игоря Кононова визуальный ряд выстроен на классических, но оттого не менее эффективных приемах. О том, как создавалась тревожно-мистическая картинка фильма, рассказывает оператор-постановщик Евгений Шибе.

Расскажите, как создавалась атмосфера фильма? Какие были визуальные решения?

– Задача была создать тревожно-мистическую атмосферу, но с выверенным балансом. Фильм перемежается бытовыми сценами, а основная мистика раскрывается ближе к финалу. Однако напряженность мы нагнетали с самого начала. Использовали несколько ключевых приемов: эффект подглядывания – активно работали с фреймингом – снимали сквозь дверные проемы или другие объекты, которые обрамляли кадр. Это создавало ощущение, что за героями кто-то следит.

Низкие ракурсы. Это съемка в снизу в вверх, когда камера располагается ниже уровня глаз объекта, — наш главный инструмент. Так объект, который должен напугать, становится выше, монументальнее и буквально «давит» в кадре — и на персонажа, и на зрителя. Яркий пример — сцена в допросной, которую мы снимали через груду опрокинутой мебели.

Ещё один интересный приём «Голландский угол». Мы использовали этот способ дозированно, чтобы создать немного «покореженные», тревожные ракурсы, не перегружая весь фильм.

А как шла работа со светом и цветом?

–  Я пришел на этот проект именно из-за интереса к визуальной, световой составляющей. Мы стремились создать нуарную картинку: темные тона, обилие контрового света, который высвечивает силуэты. Это сразу задает нужный, напряженный тон и делает картинку по-настоящему кинематографичной.

Сделать просто темное кино — это полбеды. Главная задача — чтобы в этой темноте могла видеть камера, а зритель — различать детали. Поэтому свет нужно использовать постановочно: его должно быть много, но он должен выглядеть абсолютно естественно и быть мотивированным в кадре.

Например, в сцене в квартире у гадалки нам была нужна полная тьма. Мы полностью занавесили окна, но оставили небольшую щель, сквозь которую светил прожектор, чтобы создать эффект лунного света.

Героиня сидела за столом со свечами, но их света категорически недостаточно для качественной картинки. Поэтому мы поставили перед ней отражатель и направили на него проекционную насадку с теплым желтым светом (около 2700 К). Этот свет, отражаясь, мягко подсвечивал ее лицо.

В итоге получается полная иллюзия: зритель видит женщину, сидящую при лунном свете и свете свечей, хотя на самом деле на нее было направлено около 500 ватт искусственного света. Вот так и рождается кино — не в темноте, а в умном и продуманном свете.

Почему захотелось принять участие в этом дебютным проекте?

Да, режиссёр — дебютант, у него нет большого опыта. Мы собрались именно для того, чтобы фильм в итоге был похож на фильм, а не на любительскую поделку. У многих дебютных картин с малым бюджетом часто страдает всё: картинка, звук, свет. Выглядит это всё «так себе». Поэтому мы и собрались, чтобы помочь, чтобы конечный продукт получился качественным.

И судя по материалу с уже отснятых смен, мы свою работу делаем не зря. Хотя работаем мы, по сути, за еду.

Мне нравится наш процесс, потому что он вдумчивый. Большую часть времени на площадке мы тратим именно на свет: постоянно что-то выставляем, переносим, чтобы добиться нужной атмосферы — пугающей, интригующей.

Я сам видеограф уже несколько лет, а кино — это та сфера, где я набиваю руку. Во Владивостоке его снимают не так много, и чтобы быть в тренде, чтобы называться именно кинооператором, нужно ввязываться в любые проекты. По сути, всё местное кино сейчас держится на энтузиазме.

9 ноября 2025 года на событийной площадке "Фан" (ул. Лейтенанта Шмидта, 20) в 19:00 состоится просмотр фильма "Последствия" — проекта, над которым весь сентябрь усердно трудилась большая съёмная команда! Вход свободный.

Это единственная возможность увидеть "Последствия" в этом году, ведь уже в следующем фильм засияет на больших экранах вместе с другими работами нашего альманаха.

Этим показом мы ставим красивую точку в съемке и монтаже всех фильмов — и открываем новый этап: путешествие альманаха по большим экранам!

Партнерами проекта выступили клуб "Zabriskie Point",  компания "Суперпак", АНО "МЕДИА ДОМ", ООО "Качественные люди".

Ждём всех! Приходите смотреть, поддерживать и вдохновляться!

Материал подготовлен редакцией портала "Кино Приморья" www.kinoprim.ru

Текст и фото: Елена Кищик 

 

Фотоотчет

 

Возрастная категория 18+



Копирование информации с сайта допускается с указанием действующей ссылки на него!
На данном сайте распространяется информация сетевого издания "Кино Приморья" - свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80389, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 февраля 2021 г. Адрес редакции: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Семеновская, д. 8Б, кв. 19. Учредитель: И.Ю. Федоров .Тел.: +7 (423) 2666-414. Электронный адрес: admin@kinoprim.ru . Главный редактор: М.А. Скорлякова.
E-mail: admin@kinoprim.ru

Читайте нас в социальных сетях:

VK  twitter  telegramm  ok  ю туб

 

Яндекс.Метрика