12 сентября в рамках лекционной программы кинофестиваля «Меридианы тихого» состоялась одна интересная лекция с названием «Великий революционный киномиф».
Вел её кандидат искусствоведения, киновед, сценарист, редактор, куратор курсов «История кино» и «Современное кино» в Московской школе кино – Всеволод Коршунов.
В год столетия революции весьма интересно и познавательно было пройтись по основным фильмам ушедшей эпохи и узнать о некоторых идеях, заложенных в них. Так, во время лекции осветили сюжет фильмов: «Мать» 1926 г. реж. Всеволод Пудовкин; «Ленин в октябре» 1937 г. реж. Михаил Ромм и Дмитрий Васильев; «Тринадцать» 1936 г. реж. Михаил Ромм; «Коммунист» 1957 г. реж. Юлий Райзман и другие.
По словам лектора, в историческом жанре кино практически не существует настоящей истории, а есть лишь идеологизация исторических событий в одну или другую сторону по необходимости «заказчика», но это не только в нашей стране, а в целом в тенденции жанра. Так, например, в фильме «Броненосец «Потемкин» 1926 г. режиссера Сергея Эйзенштейна, солдаты, очевидцы событий, посмотрев фильм были возмущены неточностями, но постепенно фильм стал для них правдой. Так, по словам В. Коршунова, «Киномиф вытеснил их собственное сознание».
Одна из самых простых хитростей показать «хороших» и «плохих», которой пользуются до сих пор, – это показать в сравнении героев на фоне друг друга: положительный герой – статный и величавый, антагонист – маленький, толстый, уродливый. К примеру, именно так в советское время обычно показывали «буржуев».
В фильме «Тринадцать» 1936 г. режиссера Михаила Ромма действие проходит среди каракумских песков где красноармейцы сталкиваются с басмачами. И в этом фильме с помощью скрытых символов и метафор библии представлены «Красноармейцы как некий богом избранный народ, что естественно влияло на людей на бессознательном уровне» объясняет В. Коршунов.
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино» сказал В.И. Ленин А.В. Луначарскому в 1922 году, и этим тезисом пользовались пропагандисты в СССР. Впрочем, кто знает, быть может и в настоящее время кинематограф является инструментом мифотворчества.
Материал подготовлен редакцией портала "Кино Приморья" www.kinoprim.ru
Автор текста и фото : Федоров Илья
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии