#f_rame — спецпроект посвященный видимости женщин в кинематографе Приморского края
Кино, не только как индустрия, но и форма искусства имеет выраженную гендерную асимметрию. И если видимость женщин в зрительском кинематографе до сегодняшнего дня максимально низкая, то не возникает сомнений, что любительское кино в региональном контексте не обходиться без этой проблемы.
В рамках медиапроекта мы расскажем о кинематографистках Приморского края, а также о проектах, созданных ими.
The next stop is Kodoku — документальный проект начинающего режиссёра Светланы Богдановской. Премьера состоялась 28 августа 2021 года во Владивостоке. Фильм рассказывает личные истории героев о переезде в Японию и вынужденном одиночестве, которое заставляет посмотреть на жизнь по-новому.
Проект относится к жанру личной документалистики и носит экспериментальный характер, так как пытается дать автору возможность высказаться субъективно и эмоционально. Фильм следует рассматривать как разговор о чувствах, которые тяжело анализировать и отображать, при этом знакомых каждому человеку.
Что значит kodoku
Слово kodoku переводится с японского как «одиночество», но умышленно оставлено без перевода, чтобы воспринималось, в первую очередь, как название станции и ассоциировалось с Японией. По замыслу авторов kodoku — это собирательный образ самого явления одиночества как социально-психологического явления, эмоционального состояния человека, части жизни каждого, константы или мимолетного явления.
Идея фильма
Идея фильма выросла из личной истории автора, для которой поездка на стажировку в Японию стала настоящим испытанием. Сочетание одиночества, природных катаклизмов, чужой культуры, быта и ментальности приводит к личному кризису и пониманию, что ожидания от ситуаций вовсе не обязаны оправдываться.
Вдохновением для работы послужил документальный фильм Джастина Стоунхэма Rewind forward (https://vimeo.com/276405604). Он позволил поверить в свои силы и понять, что хорошему проекту необязательно нужна вычурность и глубокая философская основа, а чтобы найти своего зрителя, достаточно говорить о личном и близком.
Концепция и структура
Изначально проект был попыткой антропологического анализа. Предполагалось больше героев, клиповый монтаж, когда персонажи договаривают друг за другом фразы, а главное — фильм не планировался настолько личным. В финальной версии повествование строится на монологе автора о взаимоотношениях с культурой Японии и переплетается с историями других иностранцев. Фильм разбит на 4 новеллы, в каждой герой встречает своё особое одиночество.
Экспозиционная часть фильма — история японца, который видит иностранца и пытается описать свои чувства, созвучные чувствам остальных персонажей. Это экспериментальная часть, так как монолог написан автором на основе воспоминаний о человеке, с которым уже нет связи, и озвучен актёром.
Далее идут три главы об иностранцах в Японии. В первой части Найа говорит об ощущении катаклизма и первом культурном шоке от страны. Вторая часть посвящена Тимо, который не до конца понимает, зачем это путешествие нужно, но старается извлечь что-то из этого опыта. В третьей части Анаис принимает произошедшее и осознаёт, что Азия не для неё. Объединив восприятие каждого из персонажей, мы наблюдаем проживание кризиса, который проходят иностранцы, в том числе и автор фильма.
Пролог и эпилог с поездами закольцовывают повествование, указывая на то, что человек ещё не раз встретится с подобными кризисами. И главная сила находится в их принятии, ведь только благодаря им люди способны извлекать пользу из событий.
Особенности производства
Работа над фильмом шла два года — с августа 2019 до 2021. Для съёмок организовали специальную месячную экспедицию в Саппоро, Хакодате, Осаку и Токио. Поэтому сами съёмки стали частью того состояния и опыта, о котором говорится в фильме.
Для всех членов команды этот фильм стал первым большим проектом с минимальным бюджетом, который прошёл все этапы серьёзной работы — от разработки идеи до премьеры. Другая особенность фильма в его международной копродукции. В создании проекта участвовали люди из России, Японии, Германии, США, Филиппин и Ирландии.
Так, например, музыку для фильма писал звукорежиссёр и композитор Кормак Фицпатрик из Ирландии, проживающий в данный момент в Берлине. Кормак создаёт музыкальные композиции в стиле ambient (на основании окружающих звуков). Мелодия для каждой главы основана на общей фортепианной теме, мотив строится на музыкальном контрасте — некоторой ностальгии и напряжении. Для саунддизайна были использованы записи из личного архива звукорежиссёра. Они подчёркивают важные события в фильме и создают особенную атмосферу.
Художественным оформлением занимались Жаклин Келси из США— она создавала заставки к главам, Милослава Снигарь из России делала зарисовки к титрам, а постер для фильма нарисовал Тимо Эссиг из Германии — герой второй главы.
Монтаж, анимационные эффекты и цветокоррекцию выполнял Алексей Мартынюк из России. Он же предоставлял всю техническую базу от камер до микрофонов и освещения, а также консультировал по вопросам съёмок.
Ценность проекта
Уникальность проекта The next stop is Kodoku в его попытке проанализировать голос автора в документалистике. Создатели фильма постарались очеловечить ту эмоцию, о которой не принято говорить. Этот фильм — честный разговор об одиночестве, знакомом каждому, независимо от языка и страны. А главный вопрос, который затрагивает и одновременно пытается решить фильм, что делать, когда одиночество внутри тебя.
Материал подготовлен редакцией портала
"Кино Приморья" www.kinoprim.ru
Текст: Евгения Константинова
Фотографии предоставлены участниками проекта.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии