Во Владивостоке 5 и 6 ноября в кинотеатре «Океан» состоялась премьера авторского документального фильма «Тайна мыса Анастасии». В первый день показа режиссёр Александр Зарчиков представил на суд кинозрителей первую часть «Звонки дьявола» продолжительностью 90 минут. Днём позже публика увидела продолжение под названием «Прошлое гораздо ближе, чем кажется», которая длится уже 1 час 40 минут. Обе части большого проекта посетил и наш корреспондент.
За 10 минут до показа на подходе к кинозалу №2 весьма интересно и оживлённо. Здесь образовался целый музейный уголок, который заметно выделяется среди привычных развлекательных элементов фойе кинотеатра. На стенах, рядом с яркими стендами и мониторами расписания фильмов висят старые фотографии, карты боевых действий, архивные вырезки из газет, на столике лежат исторические книги о войне. Около разноцветных софитов и современной рекламы люди фотографируются на фоне военно-морской формы США, СССР и Японии. Импровизированная экспозиция постепенно начинает погружать зрителей в атмосферу фильма.
В самый прайм-тайм воскресного вечера в кинозале много зрителей, несколько из них осторожно пробираются сквозь ряды и во время сеанса. У подножья зальной лесенки ожидает своего часа журналистка телеканала ОТВ вместе с видеооператором, который старается запечатлеть каждый момент премьеры. Ровно в 18:00 автор киноработы заходит в зал со вступительным словом.
Режиссёр Александр Зарчиков о фильме: «Это было в конце Второй мировой войны, самые горячие очаги происходили в районе Курильских островов, в Японском море и проливе Лаперуза. Но, ещё раз хочу напомнить, что в то время Япония контролировала Японское море и Сахалин был японским в то время. А пролив Лаперуза, о котором больше всего речь идёт в фильме, он контролировался Японией и через этот пролив больше всего пришло, примерно половина всего груза по ленд-лизу, который получил Советский Союз от США для того, чтобы воевать с Германией (ист.справка – Япония выступала союзником Германии во Второй мировой войне) Такой вот парадокс был! Ещё хочу сказать, что мы рассказываем об исторических, политических событиях, но автор сценария фильма Александр Сергеевич Челноков и ещё мы использовали книги историков и журналистов, писателей, но основную идею я реализовывал со своей, режиссёрской стороны. Мой посыл больше не политике, а на людях, которые участвовали в это горячее историческое время, работали, служили на судах – это, в основном, моряки. Я через себя это всё пропускаю (в прошлом кинодокументалист был штурманом на рыболовецких судах) и мне были интересны личности и личные истории людей, которые были тогда. Сейчас автоматически потухнет свет и начнётся кино»
Дежурные лампы кинозала затухают мгновенно после последней фразы. Остаются 4 минуты до первых кадров и Александр передаёт микрофон исполнительному продюсеру Екатерине Ксенофонтовой, сидящей рядом в первом ряду:
«Добрый вечер всем! Очень рады видеть вас здесь, в зале! От себя хотелось бы добавить, что работа велась порядка четырёх лет. Её поддержали Фонд Президентских грантов и Фонд культурных инициатив и без этой поддержки и, конечно, без поддержки такой объём работ мы не подняли бы. Экспедиции, очень тяжёлые, очень большие работы проводились и при подготовке, и, конечно же, очень большое количество людей нам помогало, разных волонтёров, организаций, специалистов. Наверное. Около 150 человек помогало в общей сложности».
Для местного зрителя Александр добавляет: «Здесь, во Владивостоке, тоже мы снимали несколько эпизодов. И нам помогали из присутствующих - профессор Семёнов, должен был прийти аниматор Василий Галактионов, дайверы должны были прийти и АНО «Кино Приморья», Илья Фёдоров, Елена Кищик. Кого не назвал, простите! Можем приступать к просмотру, сейчас начнётся кино!»
На тёмном экране поочерёдно появляются заставки фондов, оказавших государственную поддержку при создании фильма, и финальная надпись Творческое объединение сахалинских кинематографистов плавно растворяется на фоне морского побережья южной части острова Сахалин, мыса Анастасии.
«Всё началось с того, что в один прекрасный день, я зашёл в гости к нашему краеведу, Александру Сергеевичу Челнокову. Я искал новых историй для фильма. И рассказал тогда Сергеич про затонувший корабль…» Так начинается первый фильм дилогии. Главными героями становятся Александр Зарчиков в качестве рассказчика, краеведы, научные сотрудники и бескрайние морские просторы, хранящие в себе тайны великого прошлого. Изображение настоящего времени воплощают люди-энтузиасты морского дела и пытливые умы, собранные во имя большой цели. В кадре режиссёрское камео представлено как человек неутомимой воли и жажды новых открытий в поиске затонувших кораблей. Действия разворачиваются в хронологическом порядке, начиная с капитуляции Германии и переноса основного театра боевых действий на Тихий океан. Александр Зарчиков показан всегда в поиске ответов на вопросы и его озвученный мыслительный процесс вовлекают зрителей в сопереживание. Скрупулёзно, шаг за шагом, детали прошлого собираются воедино, становятся более осязаемыми и проливают свет на загадки последних месяцев войны. Музыкальное оформление только усиливает погружение зрителя в происходящее на экране как в прямом, так и переносном смысле. Над работой к фильму привлекался композитор Александр Лопатин из Южно-Сахалинска. Очень впечатляюще отображены кадры бомбардировки американцами под музыку с редкой японской пластинки, найденной среди обломков нашими краеведами после окончания войны. Для воссоздания событий далёких дней используются кинохроника, фотографии и большое количество анимационной графики Виктория Афанасьева и Василий Галактионов, где персонажи играют по ролям. По признанию автора, для связи настоящего и прошлого некоторые эпизоды даже удалось синхронизировать. К примеру, старт съёмок проекта состоялся 9 мая 2020 года и приурочен к 75-летию Победы. Особого внимания заслуживают архивные аудиозаписи и живые рассказы очевидцев, одному из которых посвящена примерно половина первой части «Звонки дьяволов». Её название соотносится с американской диверсионной операцией военных подводных лодок «Морские дьяволы». По ходу развития сюжета, взаимосвязь с погибшим у мыса Анастасии кораблём, приводит нас к гибели советского парохода "Трансбалт", который был взорван двумя торпедами с американской подлодки "Спейдфиш". Это случилось 13 июня 1945 года в проливе Лаперуза. На экране зрителей знакомят с членом экипажа "Трасбалт" кочегаром Владимиром Панковым, который поведает нам историю спасения команды судна. В ходе беседы на московской квартире ветерана неожиданно выясняется, что Владимир Панков знал деда режиссёра - Карпейчука Константина Павловича. Как оказалось, они не только ходили в плаванье на одном корабле, но и дружили. Кстати говоря, судно «Трансбалт» увековечено и первым нанесено на мемориальной плите у памятника морякам торгового флота во Владивостоке. Реконструкция исторических событий представлена с присущим приёмом устаревшей чёрно-белой картинки. Здесь и сад японского императора со своей семьёй, и советское командование представлены с убедительной художественной постановкой. Американская же сторона, с их развитием киноискусства того времени, освещена уже изобилием цветной кинохроники. Современные потрясающие кадры морских экспедиций, сложности в их организации, поправка на погодные условия и прочие трудности создают эффект преодоления героев на пути к заветной цели. По канонам драматургии в диалогах Александра и его помощников даже возникают небольшие внутренние разногласия. Перипетия сюжета заставляет удерживать внимание зрителя на одном дыхании, несмотря на обилие специальных морских терминов и разницу в системе координат, с которой столкнулся сам автор. С каждым кадром документальный фильм охватывает всё большие расстояния пространства и времени. Карты и множество измерений с линейкой становятся лейтмотивом и проходят сквозь повествование Александра Зарчикова. Преобладающую часть фильма он проводит масштабную исследовательскую работу, не упуская линейку с карандашом. Кроме того, для наглядности создаётся большая настенная рукотворная карта Тихого океана с военными маршрутами. В её оформлении участвует лично режиссёр, сменяя чертёжные предметы на малярную кисть. Картографическое полотно одновременно помогает установить точную цепочку событий и дать героям фильма оценку промежуточным этапам исследования. Кульминацией фильма становятся долгожданные, чарующие своей красотой, подводные съёмки и обнаружение искомого корабля японский военный (эскортный) корабль "CD112".
Вопреки обещанным неутешительным прогнозам погоды и началу новой трудовой недели, немало зрителей пришло и на продолжение. Были среди них и те, кто пришёл в первый раз и не видели начало. Во второй части нас ожидали не менее завораживающие кадры документальной истории и новые подробности тайны мыса Анастасии. После включения света в зале зрители провожали титры аплодисментами. На положительный отклик Александр Зарчиков признательно улыбается и ожидает вопросы из зала, самые интересные из которых попали в репортаж:
- Скажите, пожалуйста, а судовые журналы «Трансбалта» сохранились и была ли у вас возможность их изучить?
Александр Зарчиков: «Именно «Трансбалта» не сохранились, единственный документ, который я использовал это книга Аллы Паперно «Ленд-лиз Тихий океан» и свидетельства Владимира Панкова.
- Скажите, Владимиру Панкову в кадре 90 лет?
- Ну, да, ему там даже за 90.
- А где вы взяли записи, как он пел?
Вообще, он прямо при мне пел. Потом, после съёмок, мы с ним посидели ещё хорошо, попели. Его жена потом мне прислала все его записи в цифровом виде. Она хотела очень приехать на премьеру, но по обстоятельствам не получилось.
- Как вы обходили авторское право в кинохронике?
Кинохронику мы покупали на сайте Архив кинохроник Второй мировой войны, с этим, конечно, проблемы были.
- Скажите, а какие источники использовали?
Сайт называется «Critical Past» американский
- И там же документ был получен, по которому вы изначально работали?
Нет, документ в совершенно в свободном доступе есть, я их находил по поиску, обнаружил какой-то американский военный архив национальный и там можно свободно скачать.
- Просто доступ в наши архивы он всегда платный
Вот, у них всё свободно, во всяком случае в 2020м году так было
- Есть ли фильм в Интернете?
Нет, есть ещё шанс поучаствовать в каких-нибудь фестивалях, на телеканалы, может быть, возьмут. Хотелось бы, да.
После многочисленных желающих сфотографироваться и выразить благодарность за фильм, удалось подойти к режиссёру Александру Зарчикову и за интервью специально для интернет-портала «КиноПрим»:
- Александр, сколько времени прошло от идеи к реализации фильма?
Ну, где-то 4 года. Идея была была в начале 2019 года или даже в конце 2018го
- Во Владивостоке самый первый показ?
Второй, первый был на Камчатке на прошлых выходных. Просто логистика такая, мы же всё за свой счёт делаем. Я имею в виду, премьеру, поездки, договариваемся с кинотеатрами.
- Что-то требуют кинотеатры для показа?
Прокатное удостоверение требуют! мы его, кстати, очень долго делали. Всё лето практически. Оформление документов. Всё в Москве делается, две части - они большие, там информации очень много. Нужно подготовить, куча договоров, и по кинохронике отправить, долгая работа была.
- А финансово кинотеатры что-то требуют за показ в выходной день?
Нет, мы договаривались на таких условиях, что просто показываем. То есть, кинотеатры выставляют какую-то цену, чтобы окупить затраты. Я просил, чтобы цена была небольшая, символическая, во Владивостоке – 250р, на Камчатке – 100р, на Сахалине бесплатно показываем, в Хабаровске тоже, в Комсомольске-на-Амуре какой-то дифференцированный подход: для кого-то платно, для кото-то бесплатно
- Насколько я понимаю, кто-то из героев фильма ушли из жизни до премьеры фильма?
К сожалению, да! Владимир Панков ушёл из жизни спустя несколько дней, как я у него побывал. Алла Паперно, которая написала книгу «Ленд-лиз Тихий Океан», я с ней хотел встретиться на Камчатке, но в 2020м году её не стало. Автор идеи Александр Челноков и дайвер Алексей Ильин не вернулся из зоны СВО.
- Найденный корабль «CD112» был легче всех доступен? Какая там глубина?
38 метров. Это большой военный корабль, конечно, не крейсер, но относительно большой. У него 70 метров длиной, серьёзное вооружение и он лежал, по нашим данным, не так далеко от берега на более ли менее доступной глубине. Конечно, «Трансбалт» интересно было бы найти, но он далеко и глубоко в Тихом океане, судно «Sapporo Maru» достаточно близко, но не удалось почему-то найти.
- Там, судя по фильму, ещё и систем координат была другая?
Да, тогда же не было всемирной и единой GPS, тогда была своя американская. Мы пытались сопоставить карты и погрешность примерно метров 700
- В одном эпизоде появляется такой скептик, который сомневается в этой разнице системы координат.
Да, это учёный, краевед, историк Самарин Игорь Анатольевич. Он на Сахалине такой очень популярный. Он участвовал в 1й экспедиции, и вот благодаря ему мы сумели договориться с большим научным судном, на котором мы и нашли «CD112». Это его большая заслуга, он очень сильно болел, чтобы мы нашли.
Наш разговор о краеведах Сахалина и упущенной возможности поднять для них со дна моря какие-нибудь интересные артефакты побеспокоила восторженная от увиденного на экране женщина и отвлекла внимание, чтобы обменяться с режиссёром контактами.
- Какие самые сложные моменты были в реализации фильма?
Первая экспедиция была, наверное, самая сложная в организация. Нам нужно было срастить много чего, у нас был ограниченный бюджет, нужно было найти оборудование, гидролокатор, нужно было договориться на те деньги, которые у нас были. Это не те деньги, которые организации заказывают, допустим, на коммерческой основе. Мы их уговаривали идти нам на уступки, потому что в какой-то степени, это социальный проект. А вот с людьми, которые хотели просто поехать и помогать было проще. Их было нужно, наоборот. Это такой тяжёлый момент, когда приходилось отказывать и говорить: Ну мы тебя не можем взять, потому что у нас все места заняты.
- Фонды составляли основную финансовую поддержку?
Это наш основной бюджет. В первой части был Президентский грант, во второй части – Президентский фонд культурных инициатив. Первую часть сделали, фонд закончился, мы продолжали работать на свои деньги, они нам урезали, потому что по срокам мы не смогли вовремя начать, я был ещё в рейсе. Объём работы ведь тот же остался. А потом оказалось, что этого материала ещё больше. Мы решили второй грант поискать. Сразу не нашли, там было 2 или 3 отказа. Но потом Президентский фонд культурных инициатив дал нам на вторую часть.
- Как общая тема касается России с культурной точки зрения?
Это наши территориальные воды. Это история нашего края, это происходило на той земле, на которой мы живём. Когда-то Сахалин был японским, до этого он был русским. Учёные изучают, независимо от того, какого флага государство и всё остальное.
- Последний вопрос, ваше мнение по бомбардировке Хиросимы и Нагасаки? Уместно ли было применять такое мощное новейшее оружие против уже проигранной Японии?
Я считаю, это было преступление. Я ещё недавно ходил на «Оппенгеймер», тоже на эту тему. Плюс сегодня, телевизор включил, там тоже какой-то фильм русский. То есть переломный момент был. Мир получил оружие массового поражения. Мир поделился на до и после. Точка преломления такая, неоднозначная. Я, конечно, считаю, что без этого можно было обойтись. Но это всё амбиции президента США, демонстрация силы и установление нового мира. Я никого не оправдываю и войну, в целом. Тема сложная, тяжёлая.
- Спасибо вам за фильм! Особенно, что показали в такое удобное, вечернее время! Часто бывает, что документальные фильмы показывают не в часы для крупно кассовых кинопремьер!
Это, кстати, нам помогла так договориться с кинотеатром «Океан» Александра Шахназарова.
Мы надеемся, что на момент выхода данного материала режиссёр Александр Зарчиков и исполнительный продюсер Екатерина Ксенофонтова успешно прокатывают свой фильм «Тайна мыса Анастасии» по городам Дальнего Востока.
Материал подготовлен редакцией портала "Кино Приморья" www.kinoprim.ru
Текст: Сергей Миронов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии