Валерия Олейник о женщинах режиссёрах и работе на Дальнем Востоке

#f_rame — спецпроект посвященный видимости женщин в кинематографе Приморского края

Кино, не только как индустрия, но и форма искусства имеет выраженную гендерную асимметрию. И если видимость женщин в зрительском кинематографе до сегодняшнего дня максимально низкая, то не возникает сомнений, что любительское кино в региональном контексте не обходиться без этой проблемы.

В рамках медиапроекта мы расскажем о кинематографистках Приморского края, а также о проектах, созданных ими.

Основным направлением работы Валерии Олейник является вторая режиссура и продюсирование.  Девушка поделилась с нами личным опытом работы в кинопроизводстве, как в центральной России, так и в регионах.

С какими трудностями вы сталкивались, как женщина-режиссёр?

-- Хочу сказать, что кино – это как жизнь. Здесь создается отдельная реальность. Если взять историю и переложить на судьбу какого-то человека, то можно прожить ее от начала и до конца. В кино, в принципе, можно многое показать.

Жизнь так сложилась, что мужчина более устойчив к жизненным ситуациям, нежели женщина. Мы более мягкие по своей природе, и я не говорю здесь про какую-то слабость, это скорее про внутреннее ощущение.

Режиссер– это лидер. Он должен вести за собой людей и быть примером, что подразумевает большую ответственность. Даже когда все вокруг находятся в замешательстве, режиссёр – это тот человек, который знает ответы на все вопросы. Он должен быть способен вытащить всю команду, чтобы пройти вперед и добиться хорошего результата.

Кинопроизводство - не самый стабильный процесс по своей натуре. Каким бы тщательным не был этап предпродакшна, на съемочной площадке всегда сталкиваешься с ситуациями, которые приходится решать «здесь и сейчас». Несмотря на возможные трудности, главная задача режиссёра - донести до зрителя результат своей работы.

Приведу пример: однажды мы снимали сложную сцену, где требовалась большая проработка с актерами. Съемочная смена длилась почти сутки, и вся команда уже просто перестала стоять на ногах. Мы снимали в регионе, я тогда еще работала оператором и помню, как под конец съемок ко мне подошел режиссёр, забрал камеру, остался наедине с актерами и сам все доснимал. Именно в такие моменты важна мужская сила, чтобы любой ценой довести дело до конца.

Я же себя нашла больше, как второй режиссёр. На проекте мы работаем в связке с режиссёром–постановщиком – он отвечает за основной смысл фильма, его художественность и драматургию, в то время как я знаю, как реализовать эту идею и раскладываю все производство по полочкам. Второй режиссёр направляет всю команду, организовывает процесс так, чтобы все работало, как один механизм.

На моем опыте, женщины больше реализуются именно, как вторые режиссёры. Мы на площадке своего рода мамы. Конечно, в какой-то момент можем проявить строгость и, тем не менее, это проявление своеобразной заботы. На площадке ты заботишься об истории, о людях, которые с тобой работают, о будущих зрителях. Таким образом, наша женская чуткость и помогает в этом непростом деле.

В большом кинорежиссёров мужчин намного больше, чем женщин. Как вы думаете, почему сложилось именно так?

-- В целом, кинопроизводство – это не простой процесс. Со стороны может показаться, что это не больше, чем интересное развлечение. Мы любим смотреть кино, чтобы расслабится, получить новые эмоции, ощутить себя в каком-то приключении. Но, если капнуть глубже, то на самом деле это очень трудоемкий процесс, который требует много ответственности, сил и ресурсов. Слабые люди  в кино не остаются. Женщины, которые работают в этой индустрии, достаточно сильные по своей натуре.

Если смотреть в целом, именно мужчины режиссёры умеют реализовывать более «попкорное» кино, которое любит смотреть зритель. В основном это какие-то боевики, комедии, приключения, триллеры. Мне кажется, женщинам сложнее поставить сцену драки или перестрелки. Поэтому кино, снятое мужчиной, более понятно для людей и зачастую более зрелищное.

У женщины режиссёра по натуре есть особенная чуткость, которая не всем может быть понятна. Например, женщина женщину скорее всего поймет, а вот мужчина женщину - не всегда. Даже по жизни есть такой стереотип, что женщина сама не знает, чего хочет. Поэтому, интерпретируя какой-то смысл в истории, есть вероятность, что не каждый сможет спуститься на глубинный уровень и понять, какой именно посыл закладывался женщиной режиссёром.

Лично мне, женское кино, в принципе, хочется смотреть, когда нужно получить какую-то поддержку или обратную связь в своих вопросах. Мужчины, например, могут смотреть такое кино, чтобы понять женскую психологию. Но если зритель желает развлечься от просмотра фильма, то у мужчин лучше получается реализовывать такой досуг.

На самом деле, если взять статистику за последние годы, в кинопроизводстве женщин становиться все больше. Раньше в этом вопросе был более твердый стереотип, сейчас же появляется больше поддержки, что не может не радовать. Ведь здорово, когда у женщин есть возможность реализовывать себя в любимом деле.

Расскажите о своём опыте работы в съемочных командах на дальнем востоке. Чем он отличается от опыта работы в центральной части страны?

-- На Дальнем Востоке и в принципе, в регионах, чем более ты универсальный специалист ,тем более востребованный. Здесь все в основном пытаются набираться опыта самостоятельно. У нас не везде есть школы или университеты, которые обучают кинопроизводству в современном формате. Хотя в том же ВГИКе уже есть устаревшие программы. В большей степени конечно все зависит от мастера, который тебя обучает. Мне, например, с мастером очень повезло. Я училась на линейного продюсера у Александра Ивановича Богуна. Он был как будто «вне системы» и давал действительно полезные инструменты, которые актуальны на сегодняшний день. 

На Дальнем Востоке, в большей степени, реализовываются проекты на творческих началах. Люди собираются ради идеи, вкладывают свой опыт, чтобы сделать какой-то продукт. Они могут не получать денег и, скорее всего, у проектов не будет финансирования. Но в этом есть своя душа, которая помогает двигаться на какой-то определенной энергетике. Ведь в первую очередь люди приходят не затем, чтобы денег заработать, а для своей собственной реализации.

Несомненно, в этом тоже есть минус. Когда ты долго работаешь в таком режиме и набираешься опыта, может появится перегорание. Хочется роста, хочется свой опыт, который ты вкладывал ради идеи, уже монетизировать и дальше расти, получать взаимообмен. Поэтому люди и уезжают из регионов.

В центральной России, производство более структурное, есть специалисты и каждый несет ответственность исключительно в рамках своего направления. Такая система позволяет брать в работу большие проекты и не распыляться. Чем больше людей, которые отвечают за узконаправленные вопросы, тем больше возможности двигаться вперед и выполнять больший объём работ. Благодаря такому типу производства есть возможность реализовывать масштабные проекты.

Я знаю процесс производства и на Дальнем Востоке, и в центральной России, и на юге. Везде разная система и все равно так складывается, что производство необходимого уровня, по большей части, находится в Москве. Все это благодаря тому, что у людей есть четкость и они знают, что и как нужно делать в своей работе.

Так же существует разница в вопросах переработок. Например, в регионах стараются успеть все снять за одну смену, и не важно, сколько часов она будет длиться. Главное, чтобы рабочий план был выполнен. В таких случаях зачастую дополнительные часы не оплачиваются.

 В центральной части России люди, которые работают в сфере кино и видеопроизводства, могут пахать без выходных. Это способствует выгоранию, поэтому с переработками здесь очень строго. Каждый лишний час работы оплачивается отдельно. Плюс ко всему есть дополнительные выплаты, например, если между сменами остается мало времени на сон, сотрудник получает за это финансовую компенсацию. Лично я считаю, что это правильно, ведь любой труд должен быть оплачен, особенно, когда это сказывается на организме.

Но кино – это творческий процесс и сам по себе достаточно хитрый. С одной стороны, он заманивает всей душой, а с другой высасывает у тебя энергию. Поэтому появляется потребность все это как-то компенсировать, чтобы оставаться наплаву.

Конечно же, в регионах больше душевности среди людей. Если в центральной части России каждый сам за себя, то в регионах все за всех и чувствуется командный дух.

 

Как вы считаете, необходимо ли как-то дополнительно поддерживать роль женщин в данной профессии в регионах? Как именно?

-- Если смотреть в целом, то любому человеку нужна поддержка. Не важно, женщина это или мужчина. Но так сложилось, что все же женщинам поддержка требуется в большей степени.

Я думаю, что нужно развивать индустрию в целом, а не идти от понимания «женщина режиссёр».  Если закрывать необходимые вопросы производства, то условия будут более благоприятные для реализации и всего кинопроизводства и женской души, в частности.

На Дальнем Востоке есть хорошие специалисты, но, к сожалению, их недостаточно. Хотелось бы иметь какое-то место, наподобие института, где люди могли бы обучиться актуальному производству и стать профессионалами. Тогда появится больше возможности, находясь в своем родном регионе, зарабатывать хорошие деньги.

Сейчас в регионах участие в больших проектах в основном возможно получить, когда к нам приезжают московские команды. В этом случае они стараются набрать команду из местных ребят. Зачастую это только второстепенные позиции, так как присутствует определенное недоверие к местному опыту. Тем самым, под это порой могут попасть действительно хорошие специалисты. Я думаю, если в регионах будет больше возможности получать образование и дальше развиваться, это станет хорошим плюсом.

Так же на Дальнем Востоке недостаточно профессионального оборудования, чтобы работать на больших проектах. С этим постоянно сталкиваются московские группы, поэтому приходится решать вопросы с его перевозкой из Москвы, что влечет за собой дополнительные расходы.

Я думаю, если у нас будет хорошая база необходимого оборудования, это решит многие вопросы организации производства. Благодаря этому у региональных режиссёров будет больше возможностей для развития, а устоявшиеся большие команды смогут приезжать и чувствовать себя комфортно. Я считаю, что на Дальнем Востоке есть все перспективы для этого, требуется только решить вопрос с финансированием.

Представим, что собираем образ идеального режиссёра. Какими, по вашему мнению, женскими и мужскими качествами он должен обладать?

-- Я считаю, что в режиссуре важна чуткость и чувственность. Причем эти качества нужно уметь проявлять не только в истории, которую ты рассказываешь зрителям, но и к людям, которые работают с тобой в одной команде.

Не важно, женщина или мужчина режиссёр, но когда видно, что человек себя слишком возвышает над другими с позиции эгоистичности и самовлюбленности, то это несет деструктив на проекте.

Кстати, есть например такой стереотип, что второй режиссёр должен кричать на площадке и кнутом со всеми работать. В свою очередь я не кричу, а выстраиваю контакт с людьми, стараясь подходить к решению вопросов с заботой и пониманием. Видимо, благодаря моему женскому проявляется забота о людях. Я чувствую, как им самим от этого комфортнее со мной работать.  

А вот от мужчин хочется перенять устойчивость. Иногда приходится идти сверх границ, чтобы добиться высокого результата. Так же устойчивость помогает не распыляться. В этом, на самом деле, и есть искусство режиссуры - чувствовать, где нужно перейти грань, а где вовремя остановиться.

И конечно же, самым главным для режиссера является жизненный опыт. Нужно понимать, чем ты можешь поделиться и быть полезным для зрителя в своей истории.

Материал подготовлен редакцией портала "Кино Приморья" www.kinoprim.ru

Текст: Мария Скорлякова

Фотографии предоставлены Валерией Олейник

Фотоотчет

 

Возрастная категория 18+E-mail: admin@kinoprim.ru
Копирование информации с сайта допускается с указанием действующей ссылки на него!
На данном сайте распространяется информация сетевого издания "Кино Приморья" - свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80389, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 февраля 2021 г. Учредитель: И.Ю. Федоров . Адрес редакции: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Семеновская, д. 8Б, кв. 19. Тел.: +7 (423) 2666-414 . Электронный адрес: admin@kinoprim.ru . Гл. ред.: М.А. Скорлякова.  .  
Киношкола "Академия Кино"

Читайте нас в социальных сетях:

VK facebook twitter инстаграм telegramm ok ю туб
 
Яндекс.Метрика