Вещее от Олега (кинохроника осталась за бортом, но фильмы Канищева сняты на века)

«То, что память сохранила» — в Приморье опубликована книга воспоминаний кинорежиссёра, сценариста Олега Канищева (1934–2022) о своём детстве, юности, творческой кухне. Издание собирали по крупицам редакторы Василий Авченко и Андрей Островский, а архив предоставила дочь мэтра Наталья Коршикова. Под занавес XX Медиасаммита книгу получили в подарок все, кто пришёл на презентацию. Большая же часть тиража по условиям грантовой поддержки поступит в библиотеки Приморья. 

Последние отпущенные судьбой годы классик кинодокументалистики жил отшельником, но при этом оцифровывал фильмы, выкладывал их на сайте, «постил» свои записки в запрещённой ныне социальной сети. Как когда-то Дальтелефильм заполучил талантливого самородка, так и мы, современники-жизнелюбы, открыли для себя не только рыцаря искусства кино, но и беллетриста, мастера слова, добросовестного свидетеля эпохи.

И это не просто слова. Достаточно открыть главу «Мальцевский рынок». Как уже, наверное, догадались читатели старшего поколения, речь — не о Чуркине, а о базаре, располагавшемся на месте ещё не построенного стадиона «Авангард», а затем на его бровке, обочине Ленинской улицы. Там по бросовым ценам можно было купить красную рыбу, морепродукты, да много чего ещё. В главе — колорит довоенного Владивостока. Тридцатых, сороковых годов, слабо изученных краеведами в сравнении с той же Гражданской войной или царскими временами. Канищев держит в напряжении читателей: окрестности Содома и Гоморры показались бы раем земным рядом с закоулками говорливого, пахучего Мальцевского рынка. Здесь беспризорники болтались в поисках лёгкой добычи среди скопления народа… Лузга повсюду трещала под ногами… А владивостокские маркитанки в белых фартуках, красивые и ядрёные, как сыры в сметане, продавали сливочное масло, молоко, ряженку…

 

Жизнь морской крепости засвидетельствована военно-морским уставом поминутно. Автомобили тридцатых, торгсины (магазины для торговли с иностранцами), отцовская бритва, его величество примус — эти бытовые маркеры эпохи описаны сочно, с любовью. Наверное, когда-нибудь мы так же расхвалим устаревшие гаджеты и компьютерные приставки.

Во второй части книги, «Кино и люди», Олег Канищев уже выступает не в роли любопытного отрока, а маститого профессионала, автора культовых лент «Полтора часа до объятий», «Дорога легла за экватор», «Остров в океане». Дипломным фильмом начинающего режиссёра стала работа «Анна Ивановна» — о первой в мире женщине-капитане Щетининой.

«Бескомпромиссная и смелая, Анна Ивановна при встрече прямо заявила, что не любит нашего брата — журналиста и “киношника” — за то враньё, которое мы себе позволяем. На мою настоятельную просьбу снять фильм долго не соглашалась. Но всё же уступила моим мольбам при условии, что в фильме будет только жизненная правда, какой бы горькой она ни была», — вспоминал Олег Александрович.

Никому, кроме него, не удалось снять документальное кино о женщине-легенде. Летом 1967-го дипломник сходил матросом 1-го класса на борту теплохода «Охотск» под командованием Щетининой. Экипажу предстояло доставить в порт Николаев, на Украину, тетюхинскую руду. В том 40-дневном рейсе рождался первый полновесный фильм молодого режиссёра о человеке и море. Материал пришлось значительно «покромсать» из-за соображений цензуры и политических событий, и вообще судьба ленты висела на волоске, но всё же она осталась в истории. В отличие от многих других работ раздербаненного девяностыми Дальтелефильма, «Анна Ивановна» сохранилась в открытом доступе.

Много интересных деталей, авторских наблюдений можно обнаружить в другом разделе — «Полтора часа до объятий», где вспоминаются съёмки маленького (представим себе, всего 13-минутного) фильма о больших чувствах. Среди всех праздников во Владивостоке самым необычным в прошлом веке был ритуал встречи китобоев антарктической флотилии «Советская Россия». Позади — 9 месяцев разлуки. И этот момент встречи китобоев и их родных фиксирует без единого закадрового слова наш герой Олег Канищев.

Когда ночью был подклеен последний кадр киноленты, режиссёр разревелся за монтажным столом.

Память, как известно, вещь избирательная. В случае с книгой, достаточно худощавой, есть ощущение, что есть пробелы, не всё сказано и написано. Канищев с любовью погружает читателя в собственное детство семьи военного моряка, подробно рассказывает об отце и маме, похожей на Есению из мексиканского сериала. Но дальше о личной жизни больше ничего. Разве что в скупых строчках автобиографии мы узнаём о разводе родителей, метания между Западной Украиной, Буковиной и Ленинградом до возвращения во Владивосток.

«Немногие люди, которым есть что рассказать, оставляют после себя записи, не говоря уже о мемуарах. Очень жаль, что, к примеру, многолетний руководитель края Виктор Ломакин не издал книгу воспоминаний, — сказал журналист Андрей Островский. — Большая удача, что Олег Канищев стал таким исключением. Есть что оставить будущим поколениям».

Закончу же публикацию словами режиссёра. «Возможно, наши дети снова пройдут тернистый путь становления кинематографа в Приморье […] Кинохроника осталась за бортом, но мы были свидетелями колоссального взлёта…»

Информация взята с  сайта ООО «Газета «ДВ Ведомости»:  https://dvvedomosti.com/news/veshchee-ot-olega 

 

Возрастная категория 18+



Копирование информации с сайта допускается с указанием действующей ссылки на него!
На данном сайте распространяется информация сетевого издания "Кино Приморья" - свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 80389, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 17 февраля 2021 г. Адрес редакции: 690091, Приморский край, г. Владивосток, ул. Семеновская, д. 8Б, кв. 19. Учредитель: И.Ю. Федоров .Тел.: +7 (423) 2666-414. Электронный адрес: admin@kinoprim.ru . Главный редактор: М.А. Скорлякова.
E-mail: admin@kinoprim.ru

Читайте нас в социальных сетях:

VK  twitter  telegramm  ok  ю туб

 

Яндекс.Метрика